Самое первое, что я хотел увидеть в Новом Афоне, был этот узкоколейный паровоз. Небольшой, словно игрушечный, на горе Акуи, близ Ново-Афонского монастыря. Историческое, не часто посещаемое и тихое место
Узкоколейная 900мм дорога была проложена на горе в конце 19 века, чтобы снабжать монастырь сельхозпродукцией и лесом, а также перемещать пассажиров. Паровоз ездил по горе, вниз древесину спускали с помощью канатной дороги. Узкоколейная ЖД проработала почти половину века и была закрыта в 1948г.
Я нашел информацию про этот паровоз случайно, просматривая Новый Афон на карте Викимапии. Эта карта лучшая в своем роде для поиска особых объектов и мест. Паровоз практически не упоминается в интернете в списках достопримечательностей Нового Афона. Хотя он не менее интересен. В первую очередь как памятник первой железной дороги Абхазии.
Пеший путь на гору начинается от Ново-Афонского монастыря. Сначала асфальтовая дорога среди домиков, затем грунтовая, после — узкая петляющая тропинка в лесу среди буйной абхазской растительности. Протяженность в одну сторону 5 км. По пути встречаются самодельные указатели «к паровозу». На вершине горы Акуи живет лесник, который по возможности приглядывает за территорией.
2. Чтобы увидеть паровоз нужно подняться на эту горку в 528 метров над уровням моря
3. Дорога к паровозу
4. На горе Акуи
5. Хозяйство лесника на горе Акуи
6. Последним машинистом паровоза был Сморжок Эфрем Исакович, покоится здесь же на горе Акуи.
7. Насколько я понимаю, это механизм привода канатной дороги, которая шла к Ново-Афонскому монастырю
8. Узкоколейный трехосный паровоз, предположительно 1903г постройки
9. Здание заброшенной лесопилки Ново-Афонского монастыря
10. Сейчас за территорией присматривает живущий неподалеку лесник
Исторический кадр, когда паровоз был еще на ходу.
Пешеходная тропа к паровозу
Также сюда можно подняться не только пешком, но и доехать по грунтовой дороге на автомобиле через деревню Акуи.
Более подробно про узкоколейку Ново-Афонского монастыря можно почитать на сайте Митрополии Абхазии