Рассказ от том, как я боролся со снегами и чуть не пролюбил свой замечательный рюкзак. А вообще этот походик у меня был запланирован как тренировочный, перед более продолжительным на Северный Урал.

Зимний поход на хребет Уреньга Виталий Караван

Хребет Уреньга граничит с городом Златоуст и тянется на целых 65 км.  Наиболее интересный ландшафт можно увидеть в районе вершин Первая и Вторая сопка. Это самый длинный хребет в Челябинской области. Вообще, в Златоусте туристический народ обычно массово ходит на Таганай, а Уреньга менее известное место, но тем и более привлекательное.

Посмотрел карты, почитал зимние отчеты в интернете. Понял, что место зимой малохожее, и немало людей, которые не смогли подняться на вершину по причине глубоких снегов. Поэтому решил идти на туристических лыжах. Туристические лыжи шире обычных и имеют универсальное крепление, что позволяет крепить лыжи к любым теплым ботинкам, и это в продолжительных походах конечно плюс. Также они позволяют достаточно уверенно перемещаться по целинному снегу.

Начинаю планировать и что мы видим. Если есть туда натоптанная тропа, то скорость передвижения будет в среднем 4-5 км в час. Нет натоптанной тропы, то пиши пропало. Из-за глубокого снега скорость упадет до 1 км в час, и это еще с огромными физическими усилиями. От Уренгинской развязки (перевала на М5) до Первой сопки хребта порядка 9-10км. Получается, что если будет тропа, то можно дойти за 2-3 часа. Если нет тропы, то даже светового дня не хватит. Сплошная неопределенность!

Запланировал 3 дня с дорогой из Екатеринбурга, соответственно 2 ночевки. Хотя искренне надеялся чудесным образом уложится в 2-е суток. Программа минимум – подняться на Первую сопку хребта (1165м), программа максимум – подняться еще и на Вторую сопку (1198м).  Расстояние между сопками – 2км. Забегая вперед скажу, что поднялся только на Первую сопку, но и тому был весьма рад.

На этот раз я решил создать себе побольше туристического комфорта поэтому взял: вторую обувь (увесистые теплые боты для стоянки), складную штыковую лопату, газовую печку Следопыт, два газовых баллона (цанговый и резьбовой, чтобы одновременно могли работать горелка и печка), и термос Nova Tour 1л. (который так толком и не использовал, потому что не было времени топить снег), пуховик Finn Flare (тяжелый конечно для походов, но теплый, сейчас присматриваю более легкую пуховку)

Утром выехал на автобусе Екатеринбург – Златоуст. От автовокзала Златоуст дошел до поселка Энергетиков и встал на лыжню. К шести часам вечера докатил до федеральной трассы М5. Стемнело, но это не повод прекращать движение, нацепил налобный фонарик и двинул дальше.

2.
зимний поход на лыжах хребет Уреньга Златоуст

В этом месте проходит перевал трассы через хребет Уреньга. Большегрузы скрипят тормозами на спуске и пыхтят двигателями забираясь на высоту 800 метров. Далее моя тропа кончилась, точнее на карте она была, но физически в темном лесу видно ее не стало. Началась лесная чаща: овражки замерзших ручьев, цепкие заросли голых кустов и поваленные деревья. Все как полагается в настоящем лесу. Расстояние в 2 километра я шел наверно часа три. Наконец окончательно выбился из сил и решил делать первую ночевку.

Выкопал углубление в сугробе, накидал еловых веток и поставил палатку. Ночь прошла спокойно. Только почему-то мерзли ноги, хотя было не холодно, всего -7 градусов.

3. Первая ночевка. На хребте Уреньга.
зимний поход палатка ночевка Виталий Караван

Утром настроение снова стало бодрое. Осмотрелся, оказывается вчера в темноте я забрался на какой-то скалистый выступ. Красиво! Дух захватывает. Перекусил чаем с булками, встал на лыжи и пошел дальше. До Первой сопки всего 4км по прямой. Через километр я обнаружил неплохую лыжню. Это было радостное событие. Тропить по целине уже порядком надоело. Как потом выяснилось лыжня идет от перевала Уреньги М5 вдоль хребта до лесного домика, еще я слышал что её называют народной лыжней.

По лыжне скорость движения сразу возросла в три раза. Через пару километров лопнула одна лямка крепления лыжи. Она просто намокла и перетерлась об ботинок, для меня это стало неожиданностью, поскольку крепления были новые. Пришлось тут же зашивать лямку капроновыми нитками. Осторожно поехал дальше. Как потом выяснил, дело было в заусенках на металле крепления. Они то и перетерли лямку.

Мне почему-то казалось, что лыжня дойдет прямо на вершину Хребта, но не тут то было. Лыжня огибала вершину, и уходила куда-то вниз. Остановился, судя по навигатору, до Первой сопки 500 метров по прямой. Оставил рюкзак внизу и стал «штурмовать» гору. Через несколько десятков метров понял, что на моих лыжах заехать туда невозможно, они постоянно откатывались назад. Воткнул лыжи в снег и пошел пешком, местами проваливаясь по пояс в сугробы.

4. По пути на вершину
Природа на хребте Уреньга Южный Урал

Чтобы пройти эти 500м мне потребовалось 30 минут. И вот я на Первой сопке. Сказочно красиво тут наверно в ясную погоду. А сейчас здесь настоящий буран, дует ветрище и валит снег. Небо сливается с землей. Чувство абсолютного одиночества. Немного походил между заиндевелых скал и собрался идти вниз.

И тут я понял, что не могу найти свои следы обратно, а именно по ним я собирался вернуться к рюкзаку. Елки-палки! Какая досадная оплошность, что не поставил точку на GPS навигаторе в том месте, где оставил вещи. Я наматывал спирали вокруг вершины в попытке узнать знакомые места и ругал свою недальновидность, но все было однообразно снежно и нифига не знакомо.

5. Скалы на вершине Первой сопки
метель скалы на хребте Уреньга Первая сопка

6.
на первой сопке хребет Уреньга зимой

К счастью, рюкзак я все-таки нашел, потратил на это полтора часа и остатки сил. Сел отпаиваться горячим сладким чаем из талого снега. Впечатлений мне уже хватило, через 2 часа будет темно. На Вторую сопку мне уже не успеть. Встал на лыжи и поехал обратно по народной лыжне 9-10км до Уренгинской развязки на перевале.

На перевале работает замечательная кафешка под названием Автоланч. Люблю такие, с подносами, где сам накладываешь себе блюда. Плотный горячий ужин вернул силы. Далее еще 8 км пешком до Златоуста и после на последнем автобусе доехал до Миасса.

7.
Уральская природа зимой хребет Уреньга Южный урал фото

Здесь от Предзаводской площади в полночь я должен был уехать на проходящем автобусе до Екатеринбурга. Но автобус почему-то пришел, или может просто не стал заезжать на эту станцию и заехал на другую. Для меня это осталось загадкой. В Миассе целых три автостанции, и это вносит определенную путаницу. Разные междугородние автобусы останавливаются на разных автостанциях.

Полночь с воскресенья на понедельник. Я с огромным рюкзаком, уже порядком окоченевший, на пустынной площади перед автозаводом Урал (кстати, здесь собирают те самые знаменитые грузовики Урал). Кругом ни души, только полуспящий охранник в маленькой станционной будке. Романтика, блин! Делать нечего, пошел на жд вокзал. ЖД вокзал всегда гарантированное пристанище всех тех, кто по каким-либо причинам не успел определиться с ночлегом). На вокзале съел банку шпрот, растянулся на сиденье и провалился в глубокий сон. А утром первым автобусом вернулся в Екатеринбург.

Суммарный пробег: 25 км на лыжах + 12 км пешком + 1 км плавание-ползания в сугробах.

Карта моих перемещений (красная линия)
карта маршрут зимнего похода на хребет Уреньга

Для себя я вынес несколько моментов, которые возможно будут полезны и читателям:
- брать больше разнообразной пищи, особенно сладкого; однообразная пища наводит тоску и уменьшает мотивацию; при многочасовом зимнем движении пища в желудке сгорает очень быстро. Взрослому мужчине при такой нагрузке требуется 4000-5000 ккал в сутки.
- брать запасные детали для крепления лыж, другими словами ремкоплект; сломанное крепление может принести большие неприятности;
- отмечать ключевые GPS точки при подъемы на вершины (или писать трек), запоминать ориентиры;
- все-таки не надеяться на проходящие ночные автобусы, если только билет на него не куплен заранее;

Спасибо за внимание. Подписывайтесь на мой инстаграмм

P.S. Все самоснимки сделаны со штатива.

3 комментария: Зимний поход на хребет Уреньга. Южный Урал

Добавить комментарий



Просмотров 2 033

Подпишитесь на новое

Ваш e-mail

Свежие комментарии

  • Виталий: Спасибо, Максим. Очень полезно. Добавил в текст.
  • Максим: Виталий, несколько уточнений: >Именно здесь находятся известные уральские горы Народная, Манарага и...
  • валерий: В Белоруссии в городе Быхов есть точно такой же бункер,только в более плачевном состоянии.Я там летом...
  • Виталий: Спасибо, добавил текста.
  • Максим: Виталий, здорово! Расскажи, если возможно, детально о раскладке, о экипировке? Мокли ли ноги? Как сушили?
  • Надежда Зосимова: Мы с мужем несколько лет переезжали с одной съемной квартиры на другую. Получилось так, что наша...
  • Дима – трезвый отзыв об микрорайоне Академический: Я тоже здесь живу. Пока. Как только выплачу ипотеку. Через год...

Архивы

Просмотров 2 033