С прошлого года я полюбил плавать по рекам. И хотя мой опыт сплавов еще мал, это не помешало мне отправиться в ударную трёхдневку по Чусовой на майские праздники

сплав по реке Чусовая на пакрафте

Я давно приметил, что в сплавах мне больше нравится спортивный режим. Большинство людей ходят на сплавы отдыхать, не спеша плыть и получать созерцательное удовольствие от природных видов. По опыту прежнего года я понял, что мне наоборот нравится идти быстро и преодолевать максимально возможные расстояния за отведенное время.

И этот сплав был не исключением. На маршрут я выделил себе 3 дня, плюс еще один день на возвращение домой.

Мое снаряжение: пакрафт Black pike classic ПВХ, весло Звездочка, несколько гермомешков Век, китайский электрический насос, палатка Normal Zero2, зимний спальник Arktida Rock Empire, фото-видео GoPro 7.

В многодневных сплавах тяжело точно рассчитать маршрут по дням. Многое зависит от скорости течения. А оно, как все знают, не постоянно и разнится от участка к участку. И поэтому я накидал себе план минимум: Коуровка — Усть-Утка. 160км по реке. Это расстояние внушало мне трепет и даже сомнение в реальности. Но этим и было интересно. Позднее, по ходу движения, я скорректировал маршрут.

ДЕНЬ 1:

Из Екатеринбурга до деревни Коуровка я добрался на электричке, тем и удобно это место для начала сплава. От Коуровки уже начинаются скалистые пейзажи и неплохое течение.

сплав по реке Чусовая на пакрафте на майские праздники

Увесистый рюкзак я навесил спереди лодки. А сзади в качестве спинки гермомешок внутри которого разместился коврик и палатка. Спинка важна! Она разгружает спину во время интенсивной гребли. Рюкзак мне пришлось замотать в полиэтиленовый пакет, от дождя и брызг, не очень изящное решение, но пока так.

В 9 часов утра я выплыл из деревни. Течение подхватило меня со скоростью 3-4км/час и это вселяло уверенность. Скорость я определял на глаз, но иногда для точности включал gps часы. Начало водного похода, душа поет и ликует.

В первый день я плыл в неопреновых носках и перчатках. Но мне не понравилось. Носки промокли и почему-то не грели. Перчатки также впитали влагу и ощущения были не приятные. Поэтому на второй день я надел обычные ботинки, а на руки — велосипедные перчатки, которые оказались очень удобны для профилактики мозолей.

Позади 6км за час с небольшим. А вот и деревня Слобода. Нулевая отметка. Отсюда начинается классический маршрут по Чусовой. На берегу множество катамаранов и оранжевых жилеток. Усатые мужики спускают недешевые катера на воду. Встречаются и шустрые байдарки. Движуха.

В первый день расстояния между деревнями не большое. И скалы небольшие. И людей много. Берегу силы. Плыву не спеша. Пару коротких перекусов с выходом на берег. Все-таки в среднем течение слабее ожидаемого. Где-то приходится напрягаться веслом.

По берегам множество деревьев, поваленных бобрами. На некоторых скалах висят металлические таблички с названием скалы и расстоянием от «нулевого километра», что очень удобно.

ночевка сплав по реке Чусовая на пакрафте на майские праздники
За день проплываю 52км, за 10 часов. И останавливаюсь на ночевку в 4-х километрах до Староуткинска. Всю ночь идет дождь.

ДЕНЬ 2:

На утренние сборы у меня уходит стандартно полтора часа. Пасмурно. Моросит. Быстро дохожу до Староуткинска. В прошлый раз я проплывал его почти ночью и ничего не рассмотрел. Красивый городок. Есть связь и можно зайти в интернет.

сплав по реке Чусовая на пакрафте на майские праздники камень Высокий

Деревни уже реже. И скалы выше. Впереди длинные майские праздники. Народу по прежнему много. Вперемешку с катамаранами попадаются причудливые плоты, толкаемые моторными лодками. Народ выпивает. По берегам множество стоянок.

Меня стремительно обходит команда на катерах. Семь серых стильных катеров с крутыми дядьками идут до Перми.

По питанию сразу решаю, что не буду заходить в магазины, в одного это делать не удобно. Поэтому все питание и вода с собой. Обязательно газовая горелка. Более менее чистые ручьи, которые впадали в Чусовую, мне стали попадаться только после деревни Мартьяново.

Много «прогонов». «Прогонами» я называю ровные, длинные, широкие и относительно скучные участки реки. Прогоны на Чусовой бывают по 1-3км и как правило на них медленное течение. Меня лично они вгоняют в тоску и поэтому я стараюсь пройти их быстрее.

Временами идет дождь, потом прекращается. Одежда на ветру быстро высыхает. Потом снова идет дождь. Но у дождя есть позитивный момент, он наполняет реку и делает ее быстрее.

Вечером ищу приятную свободную стоянку с видом на скалы. Не сразу, но мне удается найти такую около камня «Высокий» между Мартьяново и Сулёмом.

сплав по реке Чусовая на пакрафте на майские праздники

Итого более 60км за день. 11 часов в лодке. Ночью холодно, у реки всегда холодно. Не помогает даже зимний спальник.

ДЕНЬ 3:

Утром я понимаю что сегодня будет теплая солнечная погода. Утренняя Чусовая прекрасна. Ради таких моментов стоит терпеть трудности. Побаливают мышцы предплечья, спины и шеи.

сплав по реке Чусовая на пакрафте на майские праздники

Легкий перекус и зеленый чай для бодрости. Зеленый чай — мой любимый допинг при серьезных нагрузках.

До обеда я дохожу до Усть-Утки. Позади 160км. А что делать дальше? Сил еще полно и времени еще целых полдня. Решаю идти дальше до деревни Кын. Авантюра! Это еще 70км!

В этот день у меня окончательно перегрузилась память головного мозга от впечатлений и новых видов. Участок Усть-Утка — Кын насыщен невероятными по красоте и разнообразию скалами. Скалы высотой по 50-100 метров здесь встречаются в большом количестве.

сплав по реке Чусовая на пакрафте на майские праздники

Наиболее интересные скалы, которые я выделил для себя:
Омутной камень — высота 90м
Камень Столбы — высота 50м
Камень Великан — 120м, за три км до деревни Кын.

Здесь уже много участков с хорошим 5-6км/ч течением. Река широкая, просторная и полноводная. Долго упираюсь и иду со средней скоростью 8-9км/ч. Делаю массивные глубокие гребки. Такое ощущение, что весло даже немного деформировалось от напряжения. Сегодня мне нужно максимально близко подплыть к Кыну.

Ближе к двенадцати ночи я останавливаюсь на ночлег. До Кына осталось около 10км. Полнейшая темнота. Фонарик не помогает. Плыть очень опасно и стремно.

Итого более 100км за день. В лодке 15 часов.

На следующий день я доплываю оставшиеся 10км до Кына. Собираю лодку и добираюсь до станции Кын (14км от реки). Далее две электрички домой: Чусовой — Кузино и Кузино — Екатеринбург.

Как итог за три дня проделано 220км по реке Чусовой на веслах. И несомненно отдельная благодарность хорошему майскому течению.

И к слову сказать, пакрафты, не смотря на свои преимущества и функциональность, пока еще редки на Урале. За все время мне так и не попался ни один сплавщик на пакрафте.

Справочная информация. Приблизительные расстояния между населенными пунктами на р. Чусовая:

Коуровка — Слобода (6км)
Слобода — Каменка (9км)
Каменка — Нижнее Село (5км)
Нижнее Село — Трека (7км)
Трека — Курья (24км)
Курья — Староуткинск (6км)
Староуткинск — Чусовое (28км)
Чусовое — Мартьяново (15км)
Мартьяново — Сулём (40км)
Сулём — Усть-Утка (19км)
Усть-Утка — Харёнки (5км)