Лиричное повествование про мой одиночный сплав по реке Чусовая продолжительностью четыре дня, на паркрафте.

сплав по реке Чусовая на пакрафте

И вот я снова плыву по Чусовой. В прошлом году так и не успел пройти этот маршрут полностью. В этом раз у меня вторая часть этого 58-го всесоюзного водного маршрута, а именно от деревни Усть-Утка до города Чусовой.

До Усть-Утки можно добраться автобусом. А для меня, одиночного туриста, простота заброски очень актуальна. Я же не могу арендовать себе автобус как группы.

ДЕНЬ 1:

Собрал все вещи в один рюкзак на 100 литров. Вместе с лодкой получилось килограммов 30. Уже как-то лень таскать такие веса на себе. Поэтому я радуюсь, что до реки я проеду практически все расстояния на такси и двух автобусах.

Моя лодка по-прежнему простой надежный пакрафт Black Pike Classic из ПВХ. На этом пакрафте за два предыдущих сезона пройдено около 1000км по рекам, озерам и немного по морю.

Итак, выезажаю из дома в 2 ночи и в 9 утра я уже стою на берегу в деревне Усть Утка.

Смотрю на реку. Воды много и она бежит быстро. Через час я плыву по реке, воодушевляясь неплохим течением. Не напрягаясь я иду со скоростью 7-8 км в час. А может и вовсе за 2 дня все 200км пройти? Приходит в голову бравадная адреналиновая мысль.
Ведь смог я в прошлом году за 15 часов пройти 100км. Впрочем это уже будет не созерцательный сплав, а ломовая гонка, с подъемами в 4 утра, обедами прямо на ходу и полуночные блуждания в темноте с фонариком в поисках подходящего места ночевки. Нет, пожалуй, воздержусь. Не буду отходить от намеченного: поплыву по плану 4 дня. Тем более у меня уже куплены билеты на поезд обратно из города Чусовой.

Весь день ветер гоняет облака. Холодно. Встречный ветер проверяет меня на прочность. Плыву и мерзну. Надел все, что у меня есть, четыре слоя, но все равно прохладно. Идет мокрый снег.

На воде много катамаранов, почти все идут медленно, почти самосплавом. Никто никуда не спешит. Прохожу Харенки, известный Омутной камень, далее Еква. Потом еще много разнообразных скал. Тут с ними очень щедро. А вот и Самаринский Камень — а это значит, что я вплываю в Пермский край.

сплав по реке Чусовая дед Виталя

За 15км до поселка Кын паркуюсь на стоянку. За день пройдено 50км с часовой остановкой на горячий обед.

Ночью спится хорошо. Хоть и холодно рядом с водой, зимний спальник как-то не особо помогает.

ДЕНЬ 2:

Утреннее ласковое солнце сушит ночную росу. Отличный день. Чувствую сил вагон.

Проплываю знаковую скалу Великан. Самая высокая на Чусовой, высота 120м. Красивейшее место.

сплав по реке Чусовая на пакрафте скала Великан

Менее чем за два часа дохожу до Кына. Аккуратный симпатичный поселок, так и просится на полотно пейзажисту.
Здесь есть мобильный интернет (ТЕЛЕ2), такого дальше уже до самого Чусового не будет.

По акватории туда-сюда ездят длинные деревянные лодки с мотором. В них сидят местные в типичных телогрейках, что-то возят.
Плыву. Загораю. Пою песни. Река здесь особо извилистая. Интересно загадывать, что будет за следующим поворотом, простор или прижимистые скалы. Моя легкая лодка идет без труда со средней скоростью 7км/час, при условии работы веслом разумеется.

сплав по реке Чусовая май 2022г

На воде много уток и каких то маленьких птичек, типа зябликов. Утки кричат и смешно пугаются моей лодки. Река становится заметно шире и полноводнее и уже местами даже волнительно плыть по середине. Хотя по середине течение быстрее.

Ближе к вечеру дохожу до Верхней Ослянки. На берегу сотня человек и несколько Газелек. Люди разбирают катамараны, едят, кто-то просто ждет. Здесь заканчиваются многие сплавные маршруты, в том числе коммерческие.

Проплываю. Далее уже будет мало людей на реке. И практически не будет населенных пунктов. Через десять километров ниже от Верхней Ослянки ищу стоянку. Нахожу поляну с дровами и ручьем, рядом с проселочной дорогой. Воду я набираю только в ручьях.

За день пройдено около 55км. Делаю костер и варю спагетти на ужин на газовой горелке.
Ночью спится как-то неспокойно, в полночь по реке проносится моторная лодка с блеклым фонариком. Ухает филин. Снятся какие-то кошмары) А утром меня будит проезжающий Уазик. Это местный приехал на рыбалку.

ДЕНЬ 3:

Весь день дует встречный ветер. Иногда ветер настолько сильный, что лодку гонит против течения. Погода на воде изменчива. Уже привык. То одеваешься, то через какое-то время становится жарко на солнце, и полностью раздеваешься, снимаешь шапку, куртку, потом снова налетает ветер и так по кругу, эдакий аттракцион.

сплав по реке Чусовая на лодке

Одному плыть необычно. Тебя никто не отвлекает, и ты полностью погружен в обстановку. Пейзажи радуют. Что-то темное крупное маячит на берегу, неужели медведь? А нет, безрогий лось. Черные глаза разглядывают меня, лось нехотя уходит в лес.

Дохожу до населенного пункта Усть Кумыш, который отмечен на моей карте. Мое удивление, но деревни здесь нету. Когда-то была, а сейчас просто ровное поле с сухой травой. Ни одного строения. Позже узнаю, что эта деревня перестала существовать в 80-х годах 20 века.

От нетипичной монотонной нагрузки побаливают плечи и руки. И я решаю сегодня ограничиться 40 километрами плавания.

сплав по реке Чусовая стоянка с костром

На ночевку встаю у Молокова Камня. Рядом рыбачат местные, которые приплыли сюда из Усть-Койвы на моторках. Дорог сюда нету, только по воде.

ДЕНЬ 4:

Планируя маршрут дома, я думал, что этот день будет самый скучный. А оказалось наоборот. Сегодня мне нужно проплыть около 60км. Мой поезд только в одиннадцать вечера. Так что можно особо не спешить. Не люблю ждать на вокзале.

До обеда ударно прохожу 30км, обгоняю одиночного сплавщика на зеленой рыбацкой лодке, сплавщик кемарит и лодку тащит самосплавом вдоль берега. Дохожу до деревни Усть-Койва. Здесь впадает река Койва, тоже хорошая сплавная река.

Погода хмурая, моросит дождь. Проносится лодка с аэродвигателем. Эдакий огромный шумный вентилятор, который может разгоняться до 40-50км/час. Размышляю, а ведь наверное, на таком судне можно всю сплавную Чусовую пройти менее чем за одни сутки…

По берегам на стоянках под навесами стоят туристы-катамаранщики. Жгут костры. Не плывут. Видимо пережидают дождь. Приветливо машут руками и желают доброй воды.

Времени у меня еще много. Изучаю взглядом берег. Вижу руины каменного строения и большие буквы СТВОР. Вспоминаю, что читал про СТВОР ранее. Это бывшее отделение ГУЛАГА, лагерь политзаключенных. Сейчас здесь что-то типа своеобразного музея под открытым небом. Полуразрушенные постройки лагеря, инсталляция из собранного «железа» в центре. Все это в хмурую дождливую погоду выглядит тяжело и атмосферно.

Далее проплываю Камень-Плакун (Боюн) с большим гротом, сейчас глубина позволяет заплыть в грот прямо на лодке, такие большие гроты я видел только на реке Серьга.

Следующая остановка через 15км ниже — Голубое озеро, небольшое озеро рядом с берегом Чусовой, которое летом становится голубого оттенка, сейчас оно желто-зеленое, как и вода в Чусовой. Интересно, что на дне этого озера есть подводная пещера глубиной две сотни метров.

В семь вечера я медленно вплываю в Чусовой. Проплываю мимо ЖД вокзала. Запасные пути железной дороги прямо на берегу реки и это выглядит весьма необычно. Плывешь, а вдоль стоят товарные вагоны.

сплав по реке Чусовая на пакрафте город Чусовой

Прохожу ЖД мост и длинный автомобильный Демидовский мост. Здесь река очень широкая. Под мостом рядом с Чусовским металлургическим заводом я и причаливаю. Сплав закончен. Позади 210км водного пути.

сплав по реке Чусовая на пакрафте город Чусовой

Далее вокзал и ночной поезд до Екатеринбурга. Кстати, Чусовской вокзал очень приличный, тихий, аккуратный
с современным ремонтом.

Видео со сплава тут: https://www.youtube.com/watch?v=YFcj1Sd3zf8

Просмотров 2 893
Просмотров 2 893